Компьютерные технологии обработки речевых сообщений. Женило В.Р.

Начало - Фонограмма - След - Спектр - Речь - Фоноскопия - Вопросы

  Компьютерная фоноскопия

  Монтаж фонограмм

Из всего множества вопросов технического исследования фонограмм рассмотрим только два наиболее часто встречающихся: исследование признаков монтажа фонограммы и идентификация магнитофона по его следам на магнитной ленте (Здесь речь идет не о цифровых, а об обычных аналоговых магнитофонах).

В любой экспертизе помимо основного вопроса - идентификации личности по речи - практически всегда ставится вопрос о монтаже фонограммы. Но поскольку понятие монтажа включает в себя умысел, что не входит в компетенцию эксперта-криминалиста, то он может лишь отвечать на вопрос о признаках монтажа или об аутентичности фонограммы. В действительности нарушение целостности фонограммы может быть вызвано многими причинами и не иметь какого-либо умысла. Например, может быть случайно нажата клавиша магнитофона, приводящая к его полной или временной остановке. Некоторые модели магнитофона могут сами останавливаться при отсутствии полезного сигнала и снова включаться на запись при появлении речевого сигнала. Или во время очередного прослушивания результатов записи может произойти нечаянное включение новой записи вместо включения воспроизведения, что в итоге оставляет новые следы на первоначальной записи.

Все это приводит к нарушению целостности фонограммы. Следы включения и выключения хорошо обнаруживаются не только инструментально, но и аудитивно. Более того, в экспертной практике на самом деле именно аудитивно сначала находятся все очевидные следы нарушения аутентичности фонограммы, которые затем исследуются инструментально и закрепляются документально в экспертном заключении. Однако профессионально выполненный монтаж иногда на слух не обнаруживается. В этом случае на помощь приходят физические методы исследования фонограммы.

Один из наиболее распространенных методов исследования признаков монтажа фонограммы заключается в анализе постоянства уровня широкополосных шумов во всем диапазоне частот. Изменение этого уровня служит признаком нарушения аутентичности фонограммы, который следует тщательно изучить на предмет установления его происхождения.

Но в исследовании признаков монтажа наиболее эффективными оказываются такие параметры сигнала фонограммы, которые вообще не воспринимаются на слух. К ним в первую очередь относятся низкочастотные и высокочастотные составляющие гармонического типа: следы фона электросетевого питания в низкочастотной области и следы высокочастотного подмагничивания записываемого сигнала. Последнее удается обнаружить далеко не во всех случаях, а только лишь на магнитных лентах высшего качества и при использовании магнитофона высшего класса.

Признаки монтажа по следам фона электросетевого питания чаще всего проявляются следующим образом:

а) если на узкополосной амплитудной сонограмме обнаруживаются две фоновые линии, обычно разной интенсивности и отстоящие друг от друга на доли герца (от 0,1 до 1-5 Гц), то это указывает на то, что данная фонограмма копировалась и что было примешано к ней (микшировано) нового. Это должно составить предмет самостоятельного исследования;

б) если на амплитудной сонограмме обнаруживается одна фоновая линия, имеющая явный излом в форме скачка, то это является признаком нарушения скорости транспортировки ленты в процессе звукозаписи. Это также должно составить предмет самостоятельного исследования причин излома - либо производилась остановка записи, либо возникали какие-то нарушения в работе лентопротяжного механизма;

в) если на амплитудной сонограмме имеется одна непрерывная фоновая линия, но на амплитудно-фазовой обнаруживается скачок ее цвета, то этот случай аналогичен предыдущему.

Вопрос идентификации магнитофона по его следам на магнитной ленте решается многими способами, начиная от магнитооптических методов визуализации (описанных в параграфе "Физическая природа следа звука") и исследования магнитных дорожек на ленте и кончая исследованием самих сигналов. Много информации для решения этого вопроса обычно содержится в стоповых импульсах стирающей магнитной головки. Для примера на рис. 49 приведены стоповые импульсы, которые оставляют стирающие магнитные головки магнитофонов разного типа.


Рис. 49. Стоповые импульсы, оставляемые стирающими магнитными головками магнитофонов разного типа.

В заключение необходимо подчеркнуть, что звук обладает такими же информационными свойствами, как и любая другая форма представления информации, например в виде символов, графиков, рисунков, запахов, рельефов, профилей и т.п.

Существенное отличие звуковых данных от иных форм передачи информации заключается в особенностях отражения информации в самой форме звуковой волны (см. рис. 12, 13 и 39). Распространение звука в помещении может существенно изменить его исходную форму. Однако мы все равно услышим произнесенную фразу. Прохождение электрического сигнала, по форме совпадающего с формой речевого сигнала, может очень сильно изменить его при передаче через телефонные каналы связи, при записи и воспроизведении его на магнитофоне и т.п. Это происходит потому, что в самом сигнале дополнительно отражаются следы того помещения, в котором производилась звукозапись, или следы аппаратуры, использованной для передачи и записи звука.

Чтобы разделить и раздельно манипулировать этими следами используются специальные спектральные методы. С их помощью из меняющегося по форме сигнала извлекаются (вычисляются) специальные признаки, которые по своей сути являются описателями передаваемой информации. Именно эти признаки можно назвать передаваемыми данными. Визуализировав эти признаки (звуковые данные), с ними можно производить всевозможные операции, аналогичные операциям редактирования текста или картинки на компьютере. Например, отдельные звуковые данные в сложном исходном сигнале можно удалять или добавлять, ослаблять или усиливать, переносить в другое место или изменять их форму и т.п. В результате таких манипуляций из звука можно убирать помехи, мешающие правильному пониманию речи. Но не следует забывать, что эти же способы “редактирования звука” могут использоваться и для монтажа фонограмм, следы которого могут обнаружить только хорошо обученные специалисты, например эксперты-фоноскописты экспертно-криминалистических подразделений МВД России.

Начало - Фонограмма - След - Спектр - Речь - Фоноскопия - Вопросы

Hosted by uCoz