Компьютерные технологии обработки речевых сообщений. Женило В.Р.

Начало - Фонограмма - След - Спектр - Речь - Фоноскопия - Вопросы

  Отражение в речевом сигнале звуков речи и голоса

  Анализ артикуляционных особенностей говорящего

Рассмотрим на простейшем примере, как можно с помощью широкополосного сонофильма исследовать, например, индивидуальные особенности произношения разными лицами одного и того же слова.

Мы уже выяснили, что на широкополосном сонофильме лучше проявляются следы артикуляции говорящего. Условно их можно считать аналогом следов рукописного текста.

Для примера на рис. 30 показан широкополосный сонофильм, отражающий следы артикуляции при произнесении следующего текста: “Три миллиона”.


Рис. 30. Широкополосный сонофильм.

Рассмотрим различие артикуляции разных лиц на примере произношения одного и того же слова “алло”. На всех описанных ниже сонофильмах отражены следы артикуляции при произнесении этого слова разными лицами.

Так же как и в рукописном тексте, искусство писать четким и красивым способом называется каллиграфией, так и в устной речи можно говорить о четком и красивом произношении. Есть аналогичные нормативы и на написание букв, и произношение звуков. Но если в письменной речи нормативы написания букв (прописи) создаются и утверждаются именно в нормативном порядке, то в речи нормой обычно называют среднее или наиболее часто встречающееся произношение тех или иных звуков или звукосочетаний в отдельных словах или словосочетаниях.

На рис. 31 показаны четыре примера широкополосных сонофильмов одного и того же слова “алло”, произнесенного разными людьми. Их произношения можно считать довольно близкими к нормативному.


Рис. 31. Широкополосные сонофильмы слова “алло” разных лиц с произношением, близким к нормативному

Наиболее близко к нормативному произношение, отображенное на верхнем сонофильме. Чтобы было ясно, где какие звуки речи отражены на сонофильме, нужно след речи на сонофильме разбить на три примерно равные части. Тот участок следа, на котором видно светлое овальное пятно, соответствует звуку “л”. Смычно-проходной звук “л” характеризуется тем, что на сонофильме в нем появляется антиформанта (то самое светлое пятно) (Формантой обычно называют частотные области усиления мощности звука, а антиформанты – ослабления). Слева от следа звука “л” на сонофильме расположен след звука “а”, а справа – “о”.

Присмотревшись к поведению разных формант в этом примере, видно, как они плавно огибают антиформанту. Характер, скорость этого огибания и т.п. отражает множество факторов: индивидуальные особенности, состояние говорящего (усталость или бодрость, трезвость или опьянение, радость или печаль, страх или угрозу), контекст фразы и многое другое. Во всех ниже приводимых примерах дикторы были примерно в одинаковом состоянии. Поэтому большинство отличий, которые можно обнаружить в следах артикуляции на сонофильмах разных лиц, это в основном индивидуальные различия.

На верхних двух сонофильмах на рис. 31 показаны следы произношения слова “алло”, которые наиболее близки к нормативному. На остальных двух сонофильмах отражено произношение, также близкое к нормативному, но в них больше проявляются индивидуальные особенности говорящих - относительно медленного образования проходной смычки на звуке “л” и более быстрое ее исчезновение. Это хорошо видно в проявлении формы антиформанты (светлого пятна внутри следа слова). Эта форма принимает вид треугольника, у которого правая грань расположена строго вертикально справа, а противоположная ей вершина - слева.

На следующей группе (см. рис. 32) сонофильмов показаны следы того же слова “алло” других четырех лиц, чье произношение тоже воспринимается как близкое к нормативному. И тем не менее на них заметны относительно большие отклонения антиформанты от своего нормального положения, сама антиформанта смещается вниз или влево, некоторые мощные форманты пересекают участок антиформанты и т.п. Кроме того, на этих сонофильмах видно, что у разных людей количество формант (резонансных частот) на одних и тех же звуках оказывается разным.


Рис. 32. Широкополосные сонофильмы слова “алло” разных лиц с хорошим произношением.

На сонофильмах рис. 33 показаны следы слова “алло” разных лиц, чье произношение этого слова наиболее далеко от нормативного. На верхнем сонофильме видно, что говорящий почти не произносит звук “а”, “проглатывая” его (однако, на слух оно воспринимается вполне ясно). У других лиц антиформанта (светлое пятно в середине всего следа слова) или очень слабо, лишь слегка обозначено, или вообще практически отсутствует. С этими случаями следует разбираться дополнительно, поскольку они могут иметь разную природу своего происхождения. Так, на нижнем сонофильме на рис. 33 в действительности имеет место “неряшливая” артикуляция, приведшая к произнесению звукосочетания типа “ао”, что тем не менее субъективно воспринимается как “аво” или “ауо” (Аналогичные явления встречаются и в письменной речи, когда явно пропускаются некоторые буквы, хотя пишущий прекрасно знает, что они там должны быть. И если бы он не писал текст от руки, а, например, набирал с клавиатуры, то не делал бы пропусков этих букв). А на втором снизу сонофильме на том же рисунке отражен другой “неприятный” для исследователя случай очень значительного нелинейного искажения речевого сигнала, которое встречается при использовании звукозаписывающей или передающей аппаратуры низкого качества или когда неправильно установлен (слишком большой) уровень записи. В последнем случае можно говорить о том, что в фонограмме больше отразились свойства звукозаписывающей аппаратуры, чем свойства речевого сигнала исследуемого лица.


Рис. 33. Широкополосные сонограммы слова “алло” разных лиц с произношением, далеким от нормативного.

Начало - Фонограмма - След - Спектр - Речь - Фоноскопия - Вопросы

Hosted by uCoz